понеділок, 18 липня 2011 р.

Плюсы и минусы энергосберегающих ламп | Товары для дома на interfax.by

История привычной всем лампы накаливания, изобретенной Эдисоном в позапрошлом веке, близится к своему завершению. Экономический кризис и ужесточившиеся экологические требования подтолкнули многие государства мира к решительным мерам. В начале сентября нынешнего года в странах Евросоюза прекращается производство ламп накаливания мощностью более 80 Вт. Их заменят источниками освещения нового поколения: ЭСЛ или энергосберегающими лампами. Исчезнут традиционные «лампочки Ильича» и с прилавков магазинов. Сначала - в Европе, а потом, глядишь - и у нас. Аналитики планируют, что общее электропотребление в ЕС снизится на 3-4%, а средняя семья будет экономить на освещении €50-100 в год.

Что же промышленность предлагает нам взамен родной лампы накаливания? Если не рассматривать совсем уж экзотические варианты, типа светодиодного светильника, цена которого легко переваливает за 200 у.е., то выбор получается невелик: это люминесцентные лампы в разных модификациях. О них и поговорим подробнее.

Люминесцентные лампы делятся на два основных типа. Первый и самый распространенный: линейные лампы (ЛЛ). Это длинные стеклянные трубки, которые можно увидеть в любом офисе. Второй тип - компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), их еще называют энергосберегающими. По сути, это та же линейная лампа, только скрученная в спираль для компактности и снабженная крохотным электронным пускорегулирующим аппаратом, заключенным в цоколь.

Главное преимущество КЛЛ - совместимость с патронами, предназначенными для ламп накаливания. Такая простота в эксплуатации быстро принесла энергосберегающим лампам популярность. Но как же из множества моделей выбрать ту, что нужна именно вам? Об этом и поговорим. Для начала рассмотрим достоинства и недостатки, присущие КЛЛ.

К самым основным плюсам можно отнести малое энергопотребление компактных люминесцентных ламп. Практически все производители пишут, что, при одинаковом световом потоке, их продукция потребляет в 5 раз меньше энергии, чем лампа накаливания. Иными словами, считается, что 100-ваттную ЛН можно заменить на КЛЛ мощностью 20 Вт без ущерба для освещенности. Экономия электроэнергии, как видим, получается 80%.

Но соответствуют ли заявления производителей действительности? Эксперты говорят, что приведенные цифры справедливы лишь для изделий ведущих мировых брендов. Увы, на нашем рынке они представлены слабо, а их стоимость велит забыть об экономии. Те лампы, что продаются на наших прилавках, родом из Китая. А промышленники из Поднебесной частенько не совсем правдивы, расхваливая свой товар. У этих ламп завышается потребляемая мощность и световой поток. Фактическая мощность бывает на 10-25% меньше заявленной, а поток - на 15-30%. Поэтому при замене ЛН ее мощность надо делить не на 5, а на 3-3.5. То есть, 100-ваттную лампу накаливания надо заменять не 20-ваттной КЛЛ, а 26-30-ваттной.

КЛЛ могут давать «теплый» свет (цветовая температура 2700 К), «холодный» (4000-4200 К) либо дневной свет (6400-6500 К). Первый вариант лучше всего подходит для квартир. Он имитирует свет лампы накаливания, создавая привычный уют. «Холодный» свет точнее передает цвета; он охотнее применяется в офисах и производственных помещениях. Выбор цветности КЛЛ - личное дело каждого. Большинство покупателей предпочитает «теплый» свет, он воспринимается как более яркий. Чем выше цветовая температура, тем тусклее будет казаться свет при одинаковом световом потоке. Поэтому КЛЛ на 4200 К и тем более 6500 К должны быть в 1.5-2 раза мощнее, чтобы обеспечить комфортный уровень освещенности. К примеру, 18-ваттную лампу на 2700 К с успехом заменит 26-ваттная лампа на 4200 К либо 30-ваттная на 6500 К.

На упаковках ламп написано, что срок их службы составляет от 6 до 12 тысяч часов. Нужно знать, что эти цифры выведены на основе усредненных условий эксплуатации, при которых непрерывное горение лампы не превышает 2,7 ч в день, температура не поднимается выше 25ºC, а напряжение в сети строго соответствует номинальному.

На практике заявленный срок службы достигается редко, хотя примеры такие есть. КЛЛ не любят частых включений - от этого изнашиваются детали пускорегулирующего аппарата. По некоторым оценкам, каждое включение уносит один-два часа жизни лампы. Еще вреднее повторное включение неостывшей КЛЛ. Там, где выключателем щелкают регулярно, ЭСЛ перегорают быстро.

Кроме того, значительную роль в «долголетии» этих ламп играет их рабочее положение и вентиляция плафона. Если ЭСЛ висит цоколем вверх, балласт нагревается до 60-70ºС, а в закрытом плафоне - и до 90ºС. Из соображений экономии (схема-то одноразовая, выбрасывается вместе с лампой) большинство производителей применяют дешевые печатные платы, нестойкие к нагреву.

Что касается пульсаций, которые «доставали» владельцев трубок советского производства, у КЛЛ этой беды не наблюдается. ЭПРА обеспечивает частоту разрядов, совершенно незаметную для глаз, освещение воспринимается спокойно, а зрительный комфорт улучшается. Если же горящая лампа заметно мерцает - она собирается погаснуть навсегда...

Как говорилось ранее, на нашем рынке ЭСЛ преобладает продукция китайских заводов. Для мелких производств характерны частая смена марок и конструктивные изменения, направленные на уменьшение затрат. Производители применяют более дешевые компоненты, ослабляют контроль качества. Все это сокращает жизнь лампы и делает ее эксплуатацию некомфортной.

Продукция крупных китайских фабрик, где ведется автоматизированная сборка, гораздо качественнее. В пример можно поставить марки Uniel и Camelion. Их продукция способна удовлетворить самого взыскательного покупателя, а ассортимент товара включает всю гамму ламп КЛЛ.

Уменьшить срок жизни КЛЛ могут и некоторые электроприборы. Прежде всего, к ним относятся выключатели с подсветкой и регуляторы яркости. Данные устройства заставляют лампы работать на износ и приводят к выходу из строя.

Выключатель с подсветкой пропускает слабый ток через лампу в выключенном состоянии. ЭПРА постоянно пытается запуститься, что приводит к миганиям колбы и сильному износу. Модели с плавным стартом обычно не мигают, но электроника в них все равно срабатывает. Естественно, больше 2-3 месяцев лампа в таком режиме не проработает.

При работе с регулятором яркости у КЛЛ падает мощность, подаваемая на колбу, а разряд идет при недостаточно прогретых электродах. Естественно, это резко снижает ресурс лампы.

Газовый разряд в КЛЛ происходит в смеси аргона и паров ртути, так что потенциальная опасность таится в каждой лампе. Стоит ей разбиться - и неприятности гарантированны.

ЭСЛ, в зависимости от мощности и конструкции, содержат 2-7 мг ртути. Но и этого микроскопического количества хватит, чтобы вызвать отравление. Напомню: предельно-допустимая концентрация паров ртути для жилых помещений составляет 0,3 мкг/м3, следовательно, одна разбитая лампа способна заразить несколько тысяч кубометров воздуха. По мнению врачей, всего лишь двукратное превышение ПДК ведет к хроническому отравлению, а детям достаточно и полуторакратного.

Однако сейчас эта проблема активно решается всеми без исключения производителями. На заводах все шире внедряется технология амальгамирования ламп. Вместо жидкого металла в колбу помещают сплав, ртуть из которого при комнатной температуре почти не испаряется. Шарик сплава находится в специальном отростке и не выпадает из разбитой лампы. Благодаря этому не потребуется демеркуризация, а осколки от лампы достаточно собрать и утилизировать как бытовые отходы.

Вместе с тем амальгамные лампы медленнее разгораются, чем лампы, содержащие жидкую ртуть. Первые 10-20 с после зажигания они светят совсем слабо, а полную яркость набирают лишь через 2-3 мин. Так что выбирайте - безопасность для здоровья либо яркий свет.

Чтобы не разочароваться в выборе компактных люминесцентных ламп, к их выбору и приобретению нужно подойти ответственно, взвесив все «за» и «против». Когда вы будете точно знать, где и как будет эксплуатироваться лампа, тогда и подобрать ее будет проще. А уют и экономия, которые принесут в ваш дом правильно подобранные ЭСЛ, сделают вашу жизнь комфортнее.

Немає коментарів:

Дописати коментар