неділя, 23 січня 2011 р.

Мы не настолько богаты, чтобы экономить

22.01.2011 Мы не настолько богаты, чтобы экономить

Компенсировать рост цен на услуги ЖКХ любой человек был бы рад экономией ресурсов. И Закон “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности” предполагает, что жильцы могут и должны это делать. Но в действительности перечень возможностей экономии не идет ни в какое сравнение с длиной списка расходов, которые собственники жилья должны нести, дабы в конечном итоге получить эту экономию.

Самый простой способ экономии ресурсов, предусмотренный законом, - это замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы. С 1 января 2011 года 100-ваттные “лампочки Ильича” в магазинах уже не найти, разве только на “барахолке” у запасливых старушек. Постепенно исчезнут и все остальные. Заменить все лампочки в квартире - начало неплохое, но все-таки в конечном результате - мелочь. Потому что кроме освещения мы тратим свои кровные, оплачивая работу электроприборов и бытовой техники, систем “теплый пол”, водонагревателей и прочих благ цивилизации. Подключая квартирные электросчетчики, хозяева становятся гораздо бережливее, но в конечном итоге эта экономия может быть благополучно съедена платой за электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.

К началу будущего года все дома и квартиры должны быть оборудованы приборами учета - как общедомовыми, так и индивидуальными. Сомнительно, что это требование Закона “Об энергосбережении...” будет соблюдено. Например, общедомовыми счетчиками расхода холодной воды сегодня в городе оборудовано 756 домов из почти трех тысяч многоэтажек. Примерно половина потребителей установила индивидуальные счетчики холодной воды. Хотя инициатива должна исходить от собственников, люди не торопятся обеспечить свое жилье приборами учета за время, оставшееся до начала обязательной, почти насильственной установки счетчиков. Потому что не видят реальной экономии.

Правда, президент, настаивавший на необходимости полномасштабной экономии с государственным размахом, недавно согласился, что с установкой счетчиков в жилых домах можно к сроку и не успеть. “Я только опасаюсь всех этих переносов. Если я перенесу на 2015 год, значит, к 2025-му не сделают”, - признал Дмитрий Медведев и посоветовал чиновникам “работать как следует”.

Но многие люди и не думают ставить счетчики. Они предпочитают, чтобы им хотя бы оставили выбор - оплачивать услуги в зависимости от реальных затрат или по нормативу. Потому что климат и устоявшаяся за десятилетия система ЖКХ не позволяют нам легко поменять источник получения коммунальных ресурсов. Мы живем не в Англии или Америке, где существует автономная система отопления домов и можно оплачивать исключительно то количество тепловой энергии, какое потребил. Поэтому мерзнем осенью, когда наступают холода, но не отопительный сезон, и жалуемся на жару весной, когда солнце припекает, а батареи все еще горячие. А платим за тепло круглый год.

Вполне вероятно, что большая часть населения и связывает энергосбережение исключительно с такими требованиями закона, как установка приборов учета и энергосберегающих ламп. Но комплекс мер по сохранению ресурсов гораздо масштабнее. И груз ответственности за финансовые вложения в реализацию этих мер в жилищном фонде целиком и полностью несут собственники жилых помещений в многоквартирных домах. Не секрет, что мы годами стараемся избавиться от привычки “греть улицу”. Не зря многие жильцы начинают составление плана по ремонту общего имущества дома с предложения установить пластиковые окна на подъездных площадках и новые входные двери. Кроме утепления надо провести ремонт инженерного оборудования, позаботиться, чтобы в подвале не капало и на чердаке не подтекало. Даже не в самых старых домах это означает одно - затратный капитальный ремонт. И если включение и выключение “кобры” у входа в дом особых трат не требует, то на полную замену стояков отопления или реконструкцию теплового узла придется раскошелиться. Не думаю, что в Новокузнецке есть такие богатые дома, где на лицевом счету всегда есть лишние деньги.

В дом № 15 на проспекте Дружбы нас пригласили его жильцы. В двух подъездах из четырех “парят” подвалы: здесь проходит теплотрасса. И жители поднимаются по лестнице в клубах пара, наощупь: “Ходим, как ежики в тумане”. Ступеньки постепенно разрушаются, площадка между первым и вторым этажами покрыта ледяной корочкой, а окна и входная дверь - слоем инея, почтовые ящики заржавели. Да и почту в них класть не стоит, все равно корреспонденция моментально размокает. Подъезд от бани отличается только тем, что здесь холодно, поскольку система отопления в подъезде не функционирует. С таким подходом к порядку в доме оценка его соответствия требованиям энергетической эффективности стремится к нулю, и закон в этом конкретном здании будет выполняться еще очень нескоро. Впрочем, таких “холодных бань” в городе множество. И людям, живущим здесь, не до экономии, лишь бы сухо и тепло было в доме.

И тут возникает главный вопрос: кому же нужна эта экономия? Кому она выгодна? Оставим в покое государственные интересы, поскольку лозунг “Сохраним богатства страны!” давно перестал стимулировать граждан. Все стимулы в Законе “Об энергосбережении” заменены наказанием, он не предусматривает “пряника”, зато обещает “кнут” в случае невыполнения его требований. Государство пытается сделать собственника жилья хозяином своего имущества и в какой-то степени преуспело: потребители если и хотят экономить по доброй воле, то не столько ресурсы, сколько свои деньги. Но без учета затрат на всех участках жилищно-коммунального фронта в этом нет смысла. А чтобы учитывать эти затраты, надо не только за свой счет залатать все дыры в жилище, но и заставить убежденных “нормативщиков” установить счетчики, а также приобрести необходимое оборудование, обслуживать его, ремонтировать... Но, добившись безукоризненного учета и приготовившись насладиться результатами героических усилий в виде грандиозной экономии, жильцы должны быть уверены, что не получат взамен сюрприз в виде повышения тарифов от поставщика ресурсов. К сожалению, выбирать не приходится. Жесткой конкуренции среди поставщиков коммунальных услуг не наблюдается, и цены диктует монополист.

Немає коментарів:

Дописати коментар